Мастер сложных ритмов
Легендарный джазовый барабанщик Арт Блэйки (Arthur "Art" Blakey) родился 11 октября 1919 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания). Его мать, Мэри Роддикер, умерла, когда ему было всего 6 месяцев, а отец ушел из семьи еще до рождения Артура. Он взял несколько уроков игры на фортепиано в школе, но по большей части был самоучкой, осваивая инструмент в доме, где рос. В школе он собрал музыкальный коллектив, но вскоре учеба для Блэйки отошла на задний план, уступив место более взрослой жизни: у Арта появилась девушка, он стал приносить домой зарплату, работая на сталелитейном заводе, и играл на пианино в ночных клубах с 13 лет.
Он женился на своей девушке, когда ему было 14 лет, в 15 лет впервые стал отцом и к этому времени уже руководил коллективом, играющим на танцах. Коллектив Блэйки выступал в течение двух лет в питтсбургском клубе «Ritz», и вскоре место за пианино занял Эрролл Гарнер, а Блэйки пересел за барабаны. Он играл в бесчисленных местных бэндах, пока не попал в 1942 году в коллектив пианистки Мэри-Лу Уильямс, выступавший в нью-йоркском клубе «Kelly’s Stable». На следующий год барабанщик уже был в оркестре Флетчера Хендерсона и гастролировал с ним по южным штатам. В 1944 году, в Сент-Луисе, Блэйки присоединяется к коллективу Экстайна, играющего только-только появляющийся би-боп, и находит необходимую свободу для развития своего собственного стиля. «Я знал, что должен играть разнообразно, чтобы тоже выделяться».
Среди барабанщиков, которые вдохновляли Арта Блэйки, были Чик Уэбб, Кенни Кларк, Рей Бодак, Джин Крупа и Биг Сид Кэтлетт. Уэбб взял молодого Блэйки под свою опеку, заставляя его для развития таланта играть по несколько часов дробь на малом барабане. На большинстве записей боп-коллективов на барабанах играли Кенни Кларк и Макс Роуч, но Блэйки «вскоре стал выдающимся лидером хард-бопа», который «сочетал инструментальную свободу би-бопа с точностью бэкбита госпела», как утверждает «Encyclopedia of Popular Music».
Блэйки оставался с Экстайном до самого роспуска коллектива в 1947 году, а после недолго руководил своим коллективом. В том же году «The 17 Messengers», так назывался бэнд Блэйки, сделали записи для компании «Blue Note». Альфред Лайон впервые заметил Блэйки еще в коллективе Экстайна и в итоге сделал его сессионным барабанщиком своего лейбла.
1948-1949 годы Блэйки проводит в Африке, изучая её культуру, а также ислам. «Я уехал в Африку не учиться играть… Я уехал в Африку, потому что мне ничего другого не оставалось, – сказал Блэйки в 1979 году в интервью журналу «Down Beat». – Там не на чем было играть и я просто работал на судне. Я приехал изучать религию и философию». После принятия ислама Арт Блэйки получил имя Абдулла ибн Бухаина, благодаря которому у него появилось прозвище «Бу».
С момента своего возвращения в США в 1949 году Блэйки стал выступать с коллективом Лаки Миллиндера, успевая также играть и записываться с различными музыкантами, включая Телониуса Монка, Чарли Паркера, Майлса Дэвиса, Хораса Сильвера и Бадди Дефранко. После одной из сессионных записей 1954 года Блэйки и Сильвер сформировали квинтет и называли его «Jazz Messengers». Помимо них в него вошли трубач Кенни Дорэм, саксофонист Хэнк Мобли и басист Даг Уоткинс. В 1956 году Сильвер ушел из коллектива, тем самым сделав Арта Блэйки единогласным его лидером.
Отличительной чертой коллектива стал постоянно меняющийся состав при неизменном названии. Когда кто-то собирался уходить, он, как правило, помогал найти замену себе, и часто этой заменой были неизвестные новички. Блэйки «заставлял музыкантов погружаться в себя и играть на пределе, подмешивая в музыку свои мысли и чувства», как писали в «Washington Post». Многие годы ансамбль «Jazz Messengers» служил плацдармом для молодых джазовых музыкантов, таких как Дональд Бёрд, Джонни Гриффин, Ли Морган, Уэйн Шортер, Фредди Хаббард, Кит Джаретт, Вуди Шо и многие другие.
Окончательно сформировав свой стиль, Блэйки продолжал записываться как сессионный музыкант с Телониусом Монком, Сани Роллинсом, Майлсом Дэвисом, Милтом Джэксоном, Кэннонболлом Эддерли и Хэнком Мобли. В 1971 и 1972 годах Блейки покидал «Jazz Messengers» для участия в туре «Giants of Jazz» с Диззи Гиллеспи, Телониусом Монком и многими другими. Объездив с гастролями весь мир, Блэйки отдавал предпочтение Бразилии, Германии и Японии за то, что там «к тебе относились согласно тому, какой ты человек», как он сказал в интервью «Los Angeles Times». Однажды, в 1981 году на фестивале «Newport Jazz Festival», целый вечер был посвящен «Наследию Блэйки», и все музыканты, игравшие в «Jazz Messengers» за 25 лет существования коллектива, присоединились на сцене к знаменитому барабанщику.
Блэйки продолжал выступать с «Jazz Messengers» согласно запланированному графику тура до того момента, как его госпитализировали с диагнозом рака легких, хотя по возвращении из тура по Японии он полагал, что это пневмония. Арт Блэйки умер через 5 дней после своего 71 дня рождения, 16 октября 1990 года в больнице «St.Vincent’s Hospital» в Нью-Йорке.
Арт Блэйки был известен «своими стремительными рисунками на малом барабане, ярко звучащими тарелками и необычными ритмами в коллективе, который не раз менял облик джаза», пишет «Los Angeles Times». Он постоянно стремился к расширению границ стилевой сферы хард-бопа, к обновлению и совершенствованию своей исполнительской манеры. Блэйки достиг высокого уровня виртуозного мастерства, максимальной свободы выражения в импровизации. Он одним из первых вывел ударные инструменты за рамки фоновой «аккомпанирующей» функции и регулярной метрической пульсации, вступая в органичное взаимодействие с мелодическими инструментами ансамбля. Он яркий представитель традиций хот-джаза, склонный к проявлениям экстремального динамизма, мощным нагнетаниям ритмического напряжения, неожиданным «вспышкам», «взрывам» энергии. Он широко использовал сложные полиритмические наложения, разнообразные формы перекрестной ритмики, временные смещения, сжатия, расширения тех или иных ритмических формул, стомпинг-эффекты. Блэйки – один из виднейших деятелей современного джаза, выдающийся музыкант и тонкий стилист. Уже в ранних записях с оркестром Экстайна и особенно в исторических сессиях с Монком в 1957 году его игра исполнена мощи и новизны, глубокое звучание тарелок перемежается часто повторяемыми, яркими, четко расставленными акцентами на малом и большом барабанах – триплетами и кросс-ритмами.
Полнозвучный и доминирующий в ансамбле барабанщик, Арт Блэйки внимателен и отзывчив по отношению к солистам. Его вклад в джаз в качестве открывателя и воспитателя юных талантов в течение трех десятилетий не менее значителен, чем его весьма существенное новаторство как исполнителя на своем инструменте.
Ландыш Рифовна
Эссе подготовлено по материалам dennisdrums.com
Читайте также эссе Жени Гимера: vk.com/wall-43416763_24206
#ArtBlakey #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #Jazz #JazzDrums #JazzBandleader #11OctoberJazz #JazzLegend